Материалы к выступлению секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Н.Е. Конкина на Всероссийском совещании с председателями избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, 30 октября 2014 г., г. Сочи, Краснодарский край //30.10.2014

ВОПРОСЫ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ВЫДЕЛЕННЫХ ИКСРФ. ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСРОЧНОГО ГОЛОСОВАНИЯ И ПОДСЧЕТА ГОЛОСОВ

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

До начала федеральной избирательной кампании 2016 года осталось менее двух лет, а, по отдельным избирательным действиям менее года. Поэтому подведение итогов и анализ работы избирательной системы должен оцениваться исключительно с точки зрения готовности её к проведению федеральных выборов.

В своём выступлении я остановлюсь, прежде всего, на проблемах, которые существуют в повседневной деятельности ИКСРФ, а также выявились в ходе избирательной кампании единого дня голосования 14 сентября 2014 года.

1. Расходование средств федерального бюджета выделяемых ИКСРФ

ЦИК РФ в порядке реализации пункта 14 статьи 20 и пункта 1 статьи 57 ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан и на референдум в РФ» продолжает выделять ИКС РФ средства на обеспечение деятельности комиссий и на вопросы связанные с обучением организаторов выборов и повышением правовой культуры избирателей. На эти цели в 2014 году было выделено из федерального бюджета ИКС РФ 1 099 357,6 тыс. рублей и 86 555,1 тыс. рублей соответственно.

При этом ЦИК РФ в последние годы работает в режиме жёсткого прессинга со стороны Минфина РФ. От нас постоянно требуют прекратить финансирование вне рамок федеральных кампаний ИКСРФ. В этом году дошло до того, что в наш адрес официально поступил законопроект Минфина РФ об отмене соответствующих пунктов ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан и на референдум в РФ» с 1 января 2015 года.

Нам удалось приостановить движение данного законопроекта, но не могу гарантировать, что попытки его реанимировать не будут предприняты в будущем.

В этих условиях главной задачей ИКСРФ является максимальное использование выделенных средств в строгом соответствии с бюджетным законодательством, а также полная прозрачность бухгалтерской отчетности, её достоверность и своевременность представления в ЦИК РФ.

1.1Планирование и расходование средств на деятельность ИКСРФ

Что же мы имеем в действительности. Планирование средств ИКСРФ на 2014 год ЦИК РФ осуществляет с учетом Ваших заявок, в том числе используется информация ИКСРФ о поквартальном расходовании средств. Поэтому процент освоения средств от выделенных Вам по деятельности за 1 полугодие, 9 месяцев и за год должен быть близким к 100 процентам.

Высокое исполнение федерального бюджета за 9 месяцев 2014 года наблюдается только по средствам, выделенным на зарплату. Это 93,9 процентов.

По другим статьям из года в год сохраняется недостаток исполнения – недоосвоение бюджетных средств, а также неравномерность освоения в течение года. Так, исполнение федерального бюджета на закупки товаров, работ и услуг за 1 полугодие 2014 года в целом по 85 ИКСРФ составляет 45 процентов, а за 9-ть месяцев 2014 года – 59 процентов. При этом у отдельных ИКСРФ освоение средств по закупкам составило около 35 процентов.

На услуги связи, приобретение мебели и материальных запасов расходование средств составляет 60–70 процентов. Низкое освоение наблюдается по средствам федерального бюджета, выделяемых ЦИК РФ на ремонт и содержание помещений комиссий – 40 процентов, на приобретение ксероксов, средств связи – 47 процентов, на приобретение другого оборудования - 20 процентов.

Неполное освоение даёт нам право перераспределить средства, т.е. уменьшить сметы (мы это уже частично начали делать по итогам 1-го полугодия). Кстати, Председатель Счётной палаты Т.А. Голикова предложила сокращать финансирование тем получателям бюджетных средств, кто вовремя не исполняет своих обязательств.

В связи с этим избирательным комиссиям следует усилить внимание к работе, направленной на более точное планирование своих расходов, а также прогнозирование сроков осуществления расходов федерального бюджета в части их распределения по кварталам, для учета в представляемой в ЦИК РФ потребности комиссий в средствах федерального бюджета.

Теперь, что касается Вашей бухгалтерской отчетности. В этом году, по сравнению с прошлым годом, у нас более менее своевременно происходит обслуживание подсистемы «Управление финансами» и её задачи «Бухгалтерия ИКСРФ». Во всяком случае, каких-либо серьёзных жалоб я от Вас на этот аспект не получал.

Содержание подсистемы «Управление финансами» в целом на 2014 год стоит ЦИК РФ более 88 млн. рублей. Это очень большие расходы. Это как раз то направление, где мы можем найти резервы экономии и, прежде всего, по задаче «Бухгалтерия ИКСРФ».

Я думаю, все со мной согласятся, что должность главного бухгалтера ИКСРФ одна из важнейших в системе аппарата Ваших комиссий. Как минимум, он точно должен обладать базовыми знаниями и быть способным самостоятельно составить любой отчёт комиссии.

Ни сотрудники обслуживающей Вас организации, ни сотрудники бухгалтерии Аппарата ЦИК РФ не должны за Ваших бухгалтеров искать ошибки и формировать за них новые отчёты Ваших комиссий.

В большинстве комиссий работают квалифицированные бухгалтера. Но мы столкнулись с рядом случаев, когда в ЦИК РФ поступают неграмотно составленные отчеты, где, например, в строке «доходы» стоит знак минус. Или отнесение затрат не на соответствующие счета. Кроме того, есть случаи несвоевременного представления отчетности.

Как Вы собираетесь планировать расходы на федеральных кампаниях? Минфин требует от нас планирование расходов на три года вперед, причём на 2016-2017 годы средства запланированы с уменьшением на 2% от уровня бюджета 2014 года, а возможно и 10%.

Теперь коротко о правомерности затрат. Прошу строго соизмерять свои расходы с нормативами ЦИК РФ, а также иными документами. Особенно это касается расходов на командирование (прежде всего проезд и проживание). Так, ЦИК РФ ежегодно информирует Вас о стоимости проживания в гостиницах, с которыми ЦИК РФ заключил соглашения о сотрудничестве, эти же суммы учитываются при выделении Вам средств на проживание. При этом имеются случаи, когда стоимость проживания выше планируемой ЦИК РФ на 30%.

Хочу отметить, ЦИК РФ не будет выделять Вам дополнительную сумму на проживание. Этих денег просто нет в бюджете.

Также прошу все ИКСРФ, на которых возложена почётная обязанность принять региональные или общероссийские совещания, согласовывать цены проживания в гостинице для её участников с ЦИК РФ.

По полётам.

Председатель ИКС РФ имеет право приобретать билет «бизнес-класса» за счет средств федерального бюджета, только при наличии экономии средств федерального бюджета и в случае если законодательством субъекта РФ он включен в перечень лиц, имеющий право летать «бизнес-классом».(ПП РФ №729)

Что касается пользования ЗОЛД. В федеральном законодательстве отсутствует право председателей ИКСРФ оплачивать ЗОЛДы за счет средств федерального бюджета, такие расходы могут быть произведены только за счет средств субъекта РФ и только в случае если законодательством субъекта РФ он включен в перечень лиц, имеющих право пользоваться ЗОЛД.

В прошлом году, при проверках Росфиннадзора, у пяти комиссий возникли по этой части проблемы. С учётом ужесточения проверок это всё будет на Вашей совести и на Вашей ответственности.

1.2. Расходование средств на повышение правовой культуры избирателей

Основные проблемы по расходованию средств по данному направлению две:

- все тот же недостаток недоосвоение средств федерального бюджета и неравномерность освоения в течение года;

- неэффективное расходование средств.

По итогам 9-ти месяцев ИКСРФ было освоено около 50 процентов выделенных им средств, а отдельными ИКСРФ освоение средств составило менее 20 процентов.

Ещё раз обращаюсь к Вам, если кому-то не нужны средства на повышение правовой культуры или нужны в меньшем объёме, прошу сообщить ПФУ или мне, мы их тогда перераспределим другим ИКСРФ.

По части эффективности расходования средств. Второй год мы рекомендуем (не менее 50%) выделенных средств направлять на мероприятия, связанные с обучением, однако даже поверхностный анализ Ваших отчётов, а также отдельные итоги кампании говорят, что вопросы если не самого обучения, то применение полученных знаний свидетельствует о недостаточности этой работы.

1.3. Заключение по расходованию федеральных средств, выделенных ИКСРФ

1) Выделенные средства должны расходоваться строго с бюджетным законодательством, с отнесением расходов на соответствующие статьи и подстатьи классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ);

2) Заключать контракты и производить выплаты за счет федеральных средств в межвыборный период может только ИКСРФ, в том числе и по мероприятиям с участием ТИК;

3) Расходы на обеспечение деятельности ТИК в федеральном бюджете не предусмотрены;

4) Нецелевое использование бюджетных средств, нарушение порядка представления бюджетной отчетности, нарушение порядка принятия бюджетных обязательств, в том числе заключение контрактов сверх доведенных лимитов являются грубейшим нарушением законодательства и в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях наказывается наложением административных штрафов в размере от 10000 до 50000 рублей.

В связи изложенным прошу приложить все силы для максимального освоения выделенных Вам средств до конца 2014 года.

2. Вопросы организации досрочного голосования и подсчёта голосов

Теперь перейдём к другой занимательной теме. Это организация досрочного голосования и подсчёт голосов.

Все мы помним, что досрочное голосование в помещениях ТИК и УИК было введено 15 апреля 2014 года Постановлением Конституционного суда РФ 11-П. Чуть позже был принят Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 95-ФЗ, которым более подробно были отрегулированы данные процедуры.

4 июня 2014 года Постановлением ЦИК РФ №233/1480-6 были утверждены Порядок и сроки предоставления информации о досрочно проголосовавших, а также утверждены Методические рекомендации о порядке проведения досрочного голосование в помещениях ТИК и УИК. Этим же голосованием на меня был возложен контроль за его реализацией.

К моменту принятия 95-ФЗ большинство законов субъектов регулирующие вопросы выборов в органы государственной власти субъектов РФ и в органы местного самоуправления были уже приняты или находились в стадии окончательного принятия. Поэтому ЦИК РФ направили в ИКСРФ письмо, где обратили внимание, что необходимо внести соответствующие изменение в региональное законодательство в части регулирования процедур досрочного голосования и не только.

По-разному в субъектах отреагировали на данное послание. Где-то успели внести соответствующие изменения, а где-то положились на то, что им будет достаточно норм федерального законодательства. В результате мы получили самые причудливые формы такого регулирования.

Уже в июле месяце нам в ЦИК РФ стало очевидно, что на местах существуют не только не понимание отдельных моментов проведения досрочного голосования, но и серьёзные проблемы с подведением итогов по результатам досрочного голосования.

После моей поездки с Заместителем начальника Правового управления Блиновой Н.А. в Приморский край, где на учёбе членов ТИК был заострён вопрос по контрольным соотношениям, в части строк досрочного голосования 3 и 4 (при досрочном голосовании и в ТИК и в УИК четвертая строка должна вычитаться) мы решили посмотреть, а что у нас в целом по субъектам, тем более, что уже начались тренировки по работе ГАС «Выборы».

Мы сравнили нормы Ваших законов с информацией, которая была введена в ГАС «Выборы». Волосы встали дыбом. Это самое мягкое, как можно охарактеризовать полученную информацию. Более чем у 30 субъектов контрольные соотношения введенные в ГАС «Выборы» не соответствовали федеральному законодательству. У значительной части субъектов по избирательным кампаниям уровня местного самоуправления были разновариантные контрольные соотношения по одним и тем же строкам протокола на разных ТИК.

Из данной ситуации нами был сделан однозначный вывод – ничего Вы уважаемые председатели (естественно где были несоответствия) в своём субъекте не контролируете (это, кстати, подтвердилось и при подсчёте голосов), а работники Ваших аппаратов Вам своевременно не докладывают о имеющихся проблемах.

В результате мною была создана группа из двух членов ЦИК, сотрудников ПУ, УОИП и ФЦИ, которая ежедневно в течение четырёх недель приводила ситуацию в правовое русло. При этом отдельные субъекты активно этому сопротивлялись.

Ситуация выправилась, но осадочек остался. Тем более в законодательстве части субъектов остались контрольные соотношения, противоречащие федеральному законодательству и здравому смыслу.

Слава богу, что представители партий у нас тоже не знают законодательства и никто на избирательном участке не предложил проверить контрольные соотношения в соответствии с региональным законом. Представляете, чтобы у нас творилось бы на этих участках если бы это произошло.

Поэтому сложившуюся ситуацию я могу определить одним словом – безответственность.

Мы в ЦИК РФ всё больше приходим к мнению, что нужно закреплять в федеральном законодательстве единую форму протокола по всем уровням выборов и там же устанавливать единые контрольные соотношения.

Предыдущая тема напрямую связана и с размещением в ГАС «Выборы» протоколов с нарушением контрольных и логических соотношений.

Как можно на это спокойно смотреть. У нас протоколов где количество принявших участиях в выборах меньше чем в голосовании более 500. И это превышение не на один-два бюллетеня, а есть где превышение - на 666. Мы дошли до того, что итоговый протокол субъекта имеет превышение проголосовавших, над принявшими участие в выборах на 156 бюллетеней.

И это при том, что существует многолетняя практика установления организующими выборы избирательными комиссиями логических соотношений (в дополнение к контрольным соотношениям, установленным законом), которые позволяют выявить такие ошибки (ошибки при составлении протокола) на этапе ввода протоколов в ГАС «Выборы».

Почему же избирательные комиссии субъектов не контролируют данный вопрос? Например ЦИК РФ на федеральных выборах устанавливает такие логические соотношения.

Мы чего хотим добиться? Чтобы через суды начали отменять результаты, а комиссии распускать, как неспособные организовать процедуру голосования и подсчёта голосов.

Информирую Вас, что в настоящее время в ЦИК РФ утверждены требования пользователя в отношении двух логических (общесистемных математических) соотношений, которые будут реализованы в ГАС «Выборы» независимо от Вашего желания.

Понятно, что и нормы федерального законодательства, регулирующие вопросы проведения досрочного голосования, не всегда однозначны.

В настоящее время в рамках проведения анализа практики применения федерального законодательства при проведении выборов в 2014 году, мы получили от Вас предложения по его уточнению, в том числе и по досрочному голосованию.

С моей точки зрения выявились два основных вопроса требующих обсуждения.

1. Право ИК требовать у избирателя документ, подтверждающий его право на досрочное голосование.

2. Второй вопрос. Время начала вскрытия конвертов с бюллетенями, досрочно проголосовавших избирателей, и опускания их в стационарный ящик. До начала времени голосования на избирательном участке или после открытия участка.