Ответы на вопросы представителей СМИ

Предполагается ли в ближайшее время внесение каких-либо изменений в избирательное законодательство в части информационного  сопровождения выборов и референдумов?
(Краснодарский край)

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации – правоприменительный орган и в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы.

По имеющейся у нас информации, на настоящий момент в Государственной Думе отсутствуют какие-либо законопроекты, направленные на внесение каких-либо концептуальных изменений в правовое регулирование информационного обеспечения выборов.

В свою очередь, отметим, что существующее правовое регулирование информационного обеспечения выборов позволяет в надлежащей степени обеспечить избирательные права участников избирательного процесса в информационной сфере.

 

Как поступать в ситуации, когда организация телерадиовещания не имеет технической возможности для проведения совместных агитационных мероприятий среди кандидатов, представителей избирательных объединений?
(г. Москва)

Обязательное выделение эфирного времени для проведения совместных агитационных мероприятий на каналах организаций телерадиовещания предусмотрено законодательством (ст. 51 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Контроль за соблюдением избирательных прав граждан, в том числе права на предвыборную агитацию, в данной ситуации возложен на организующую выборы избирательную комиссию, которая обязана заранее, исходя из конкретной ситуации, во взаимодействии с представителями организации телерадиовещания выработать решение проблемы, отвечающее требованиям закона.

 

Анализировала ли ЦИК России перечень обязательных публикаций с точки зрения их целесообразности и влияния на ход избирательной кампании? Сроки, установленные законом, иногда практически невозможно выдержать, т.к. местные газеты не выходят ежедневно. Объем публикаций бывает так велик, что приходится прибегать к спецвыпускам, все это для государственных и муниципальных изданий – некомпенсируемые затраты. И для комиссий объем публикаций может вылиться в большие затраты, если «под рукой» нет государственных и муниципальных изданий.
(г. Москва)

Перечень обязательных публикаций установлен законом, обязательным для применения ЦИК России, иными избирательными комиссиями как правоприменительными органами. Этот перечень обеспечивает право граждан  на получение достоверной и объективной информации о выборах, кандидатах и избирательных объединениях.

 

Как согласуется опубликование сведений об имуществе и доходах кандидатов с законодательством о персональных данных? Это конфиденциальные сведения?
(г. Москва)

Статьей 6 Федерального закона «О персональных данных» установлено, что обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных. Согласие субъекта персональных данных не требуется в случае, если осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе персональных данных лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, персональных данных кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.

Пунктом 3 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению к названному Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Этим Федеральным законом может быть также предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.

Таким образом, опубликование сведений об имуществе и доходах кандидатов предусмотрено законодательством и, соответственно, не является нарушением.

 

Какие публикации на муниципальных выборах являются обязательными? Обязывает ли закон публиковать в районной газете финансовые отчеты кандидатов о расходовании средств избирательных фондов (как промежуточные, так и итоговые)? В каком документе сформулирован исчерпывающий перечень обязательных публикаций?
(г. Москва)

В соответствии с пунктом 6 статьи 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.

Согласно пункту 16 статьи 20 указанного Федерального закона государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий.

В соответствии с пунктом 2 статьи 30 этого Федерального закона решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены законом. Таким образом, обязательному опубликованию подлежат решения комиссии, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов.

В соответствии с пунктом 91 статьи 59 данного Федерального закона копии финансовых отчетов, указанных в пункте 9 данной статьи, не позднее чем через пять дней со дня их получения передаются комиссиями в редакции средств массовой информации для опубликования. Законом может быть предусмотрено, что редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий (соответственно уровню выборов, референдума) обязаны публиковать переданные им комиссиями финансовые отчеты (сведения из указанных отчетов) в срок, установленный этим законом.

Исчерпывающий перечень обязательных публикаций сформулирован в Федеральном законе, а также в соответствующих законах субъектов Российской Федерации.

 

Если муниципальная газета выходит ежемесячно (в выходных данных указывается месяц – например, сентябрь 2008 года) и в этой газете публикуется решение о назначении выборов, то днем официального опубликования решения считать день подписания в печать номера или следующий за этим день?
(г. Москва)

В соответствии с частью 1 статьи 1268 Гражданского кодекса Российской Федерации опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. Таким образом, днем официального опубликования решения является день выпуска экземпляров газеты в обращение.

 

Если на фото, которое помещается избирательным объединением в качестве агитационного материала в газете, изображен иностранный гражданин или умерший гражданин, то вправе ли газета размещать такой агитационный материал, так как согласия на использование изображений этих лиц у избирательного объединения нет? (Если, например, речь идет о гражданине, который давно умер (Ленин, Сталин и др.) или об иностранце, который не может участвовать в агитационной кампании?)
(г. Москва)

В соответствии со статьей 1521 Гражданского кодекса Российской Федерации обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии – с согласия родителей. Если указанные в законе родственники отсутствуют, то согласие на использование изображения умершего гражданина не требуется.

Исходя из запрета на осуществление иностранцами деятельности, способствующей избранию зарегистрированных кандидатов, достижению определенного результата на выборах (п. 6 ст. 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), избирательное объединение не вправе в своих агитационных материалах использовать изображение физического лица, являющегося иностранным гражданином.

Может ли лицо, замещающее государственную должность и являющееся кандидатом, в нерабочее время давать интервью в газете как гражданин, рассказывая о своем отношении как гражданина к Юго-Осетинским событиям или взаимоотношениям с Украиной по поводу Крыма?
(г. Москва)

Может, если нет агитационной цели в опубликовании таких интервью.

 

Будет ли признаваться опубликованием расценок озвучивание этих расценок в эфире радиостанции или телеканала? Можно ли признать опубликованием размещение этих расценок в виде бегущей строки?
(г. Москва)

Согласно пункту 6 статьи 50 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проведении выборов сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Целью такого опубликования является доступность для участников избирательных кампаний услуг организации СМИ на условиях равенства.

В связи с этим и с учетом положений части 1 статьи 1268 Гражданского кодекса Российской Федерации в наибольшей степени обеспечивает эту цель опубликование расценок в периодическом печатном издании.

 

Если при проведении муниципальных выборов в результате распределения между всеми кандидатами бесплатной печатной площади каждому кандидату досталось всего по 2 кв. см., а газета выполнила в полном объеме требования закона о предоставлении 10 процентов площади, то будет ли газета привлечена к какой-либо ответственности?
(г. Москва)

Нет, поскольку требования закона редакцией выполнены.

 

Пожалуйста, более подробно осветите порядок размещения информационных и агитационных материалов в СМИ с приведением конкретных примеров. Уделите этому побольше внимания в рамках программы обучения. Большая просьба – ставить занятия, посвященные этой проблематике, в начало, так как на втором часу занятий такая важная и достаточно сложная информация воспринимается с трудом.
(г. Москва)

В связи с этим вопросом мы посоветовали бы ознакомиться с текстом выступления члена ЦИК России М.В.Гришиной «Информационное обеспечение выборов: информирование избирателей и предвыборная агитация», размещенным на сайте ЦИК России (по ссылке http://www.cikrf.ru/program/lek_1/vist_grishina.jsp), а также с брошюрой М.В.Гришиной и А.Г. Головина «Средства массовой информации и выборы: вопросы и ответы» (ознакомиться можно по ссылке http://www.cikrf.ru/books/CMI.pdf).

Действительно ли нынешнее избирательное законодательство запрещает аналитическую журналистику на выборах и вообще выводит журналистов из избирательной кампании?
(г. Москва)

Нет, это ошибочное суждение. Более подробная информация по этому вопросу содержится в брошюре М.В. Гришиной и А.Г. Головина «Средства массовой информации и выборы: вопросы и ответы» (ознакомиться можно по ссылке http://www.cikrf.ru/books/CMI.pdf).

 

Будет ли признаваться предвыборной агитацией размещение информации о политической партии, которая только собирается выдвинуть свой список кандидатов, в период после официального опубликования решения  о назначении выборов, но до выдвижения? (Если в статье рассказывается о том, что политическая партия сделала в последнее время для граждан, какие достойные люди состоят в ее рядах и т.п.)
(г. Москва)

Не будет, если будут отсутствовать прямые призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Если при проведении выборов органов местного самоуправления в муниципальной газете не хватает выделенной бесплатной и платной площади для опубликования программы кандидата, выдвинутого политической партией, то вправе ли кандидат заставлять газету публиковать эту программу в полном объеме? Если нет, то как кандидат должен тогда выполнять требования закона при условии, что в данном муниципальном образовании выпускается только одна газета и только она «заявилась» на выборах?
(г. Москва)

Согласно пункту 10 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» политическая партия, выдвинувшая кандидатов, список кандидатов, которые зарегистрированы избирательной комиссией, не позднее чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном государственном или муниципальном (соответственно уровню выборов) периодическом печатном издании, а также размещает ее в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет. Таким образом, требование об обязательной публикации программы касается политической партии, а не кандидата.

Кроме того, указанный Федеральный закон требует опубликовать не программу политической партии как таковую, а именно предвыборную программу, то есть набор политических тезисов, программных положений, с которыми партия (в лице выдвинутых ею кандидатов) идет на конкретные выборы. Соответственно, объем такой программы зависит от уровня этих выборов и должен быть вполне приемлемым для периодического печатного издания соответствующего уровня.

Может ли быть оформлен протокол об административном правонарушении без участия представителя СМИ?
(г. Москва)

Нет. Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные указанным Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

 

Ограничены ли сроки составления протокола об административном правонарушении?
(г. Москва)

В соответствии со статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца.

Может ли представитель газеты «Воронежский вестник» прийти на избирательный участок на Сахалине или существует ли  территориальная зависимость места расположения СМИ и места нахождения избирательного участка?
(г. Москва)

Может.

 

Обязаны ли СМИ уведомлять заранее территориальные и участковые комиссии о приходе журналистов, в том числе в день голосования? Кто дает разрешение на съемки и кто может их запретить? По каким причинам?
(г. Москва)

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации. Дополнительное разрешение и уведомление заранее территориальных и участковых избирательных комиссий  представителям СМИ не требуется.

В соответствии с подпунктом 52 статьи 2 этого Федерального закона представитель средства массовой информации должен иметь при себе редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий его полномочия представителя организации, осуществляющей выпуск средств массовой информации, который он должен предъявить председателю территориальной или участковой избирательной комиссии.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 11 статьи 30 указанного Федерального закона в случае, если представитель СМИ намерен осуществлять съемку в помещении избирательной комиссии либо на избирательном участке, ему целесообразно поставить в известность председателя избирательной комиссии, который не имеет права запретить ее проведение.

При этом необходимо иметь ввиду, что съемка не должна мешать работе избирательной комиссии, проведению голосования избирателей и наблюдению за данным процессом. В случае нарушения данных требований избирательная комиссия в соответствии с пунктом 12 статьи 64 упомянутого Федерального закона вправе принять решение об удалении представителя СМИ из помещения для голосования.

 

Требуется ли аккредитация при ЦИК России для работы журналиста на избирательном участке при проведении федеральных выборов?
(г. Москва)

Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» такой обязанности не установлено.

19. Какой порядок аккредитации иностранных журналистов на избирательных участках? Какой документ определяет этот порядок?
(г. Москва)

В соответствии с подпунктом 52 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» представитель средства массовой информации – лицо, имеющее редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий его полномочия представителя организации, осуществляющей выпуск средств массовой информации. Этот Федеральный закон не разделяет организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, на российские и зарубежные (иностранные) и не предусматривает необходимости аккредитации иностранных журналистов на избирательных участках.

В целом порядок аккредитации иностранных журналистов установлен Правилами аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 года № 1055. Согласно вышеупомянутым Правилам аккредитация иностранных корреспондентов в Российской Федерации производится Министерством иностранных дел Российской Федерации в соответствии со статьями 48 и 55 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Аккредитованным корреспондентам выдается удостоверение иностранного корреспондента сроком действия до двух лет, которое и предъявляется председателю участковой избирательной комиссии на избирательном участке.

В каком режиме должны работать журналисты на участке в день голосования? Кто может определить им место для съемок? По каким причинам журналисты могут быть удалены из помещения для голосования?
(г. Москва)

В день голосования представители средств массовой информации вправе присутствовать на избирательных участках с момента начала работы участковой комиссии и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов (пункт 3 статьи 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Во время работы представители СМИ не вправе вмешиваться в работу избирательных комиссий, а также осуществлять агитационную деятельность. Место для съемок может быть определено председателем комиссии таким образом, чтобы работа журналистов не препятствовала избирателям в осуществлении их волеизъявления, в том числе не нарушала тайну голосования, а также не создавала препятствий наблюдателям в ходе осуществления их полномочий. В случае выявления нарушений норм федерального законодательства представитель СМИ по решению комиссии может быть удален из помещения для голосования и привлечен к ответственности (пункт 12 статьи 64 указанного Федерального закона).

Имеет ли журналист право производить видео- или киносъемку процесса голосования конкретного гражданина? В какой форме может быть получено разрешение на это?
(г. Москва)

В соответствии с пунктом 8 статьи 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» бюллетень заполняется избирателем, участником референдума в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, когда избиратель не имеет возможности самостоятельно заполнить бюллетень. Нарушение тайны голосования, в том числе видеосъемка данного этапа голосования, не допускается. Видеосъемка иных этапов голосования, не нарушающих тайну голосования, допускается. При этом следует уважать права граждан, участвующих в выборах, не препятствовать процессу голосования и работе участковой избирательной комиссии.

Получение какого-либо специального разрешения указанным Федеральным законом не предусмотрено, если не возражает сам гражданин.

 

Можно ли не уходить в отпуск на время избирательной кампании главному редактору муниципальной газеты, если он зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты муниципального Собрания, а газета отказалась от размещения материалов агитационного характера (не участвует в выборах) и размещает только информацию избирательной комиссии?
(г. Москва)

Нет. Согласно пункту 2 статьи 40 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» зарегистрированные кандидаты, работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации.

Управа ежемесячно оплачивает рекламную полосу в частной газете, где публикуются официальные сообщения. Оплата происходит по существующим расценкам. Считается ли, что газета получает дотацию и на этом основании в период избирательной кампании она не может считаться независимой?
(г. Москва)

Согласно пункту 3 статьи 47 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) муниципальными являются  организации телерадиовещания и периодические печатные издания, которым за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов оказывалась муниципальная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций. Если в газете публикуются материалы органов местного самоуправления, оплачиваемые ими на основании соответствующих договоров, то такая газета не является муниципальным периодическим печатным изданием по смыслу приведенной нормы Федерального закона.

По результатам последних выборов в муниципальное Собрание в газету поступило несколько обращений по фактам нарушений на избирательных участках. Правомочна ли газета после подсчета голосов обратиться в ТИК с целью проверить, например, список людей, получивших бюллетени для голосования, открепительные удостоверения и другие документы?
(г. Москва)

Статьи 75 и 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) устанавливают порядок обжалования решений избирательных комиссий о результатах выборов, в соответствии с которыми представители средств массовой информации правом обращения с такими жалобами, а также правом проведения проверок по заявлениям о нарушениях избирательных прав не наделены.

Не будет ли это противоречить Закону «Об основных гарантиях…» и Закону «О средствах массовой информации», если за несколько месяцев до начала избирательной кампании газета начинает активно «пиарить»  или заниматься «черным пиаром» в отношении действующего чиновника, который, по имеющимся у газеты данным, будет принимать участие в избирательной кампании как кандидат?
(г. Москва)

Нарушением  законодательства о выборах – не будет, если подобные материалы опубликованы до начала избирательной кампании.

Все требования Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», законодательства о рекламе, равно как и нормы уголовного и гражданского кодекса, защищающие права граждан, их честь, достоинство, деловую репутацию, в зависимости от конкретных обстоятельств, могут применяться в описанной Вами ситуации.

 

Ответы Правового управления ЦИК России на вопросы слушателей очно-дистанционного обучения программы «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации»:

Имеет ли право СМИ учебного заведения принимать участие в распределении платной печатной площади?
(г. Томск, Телерадиокомпания ТВ-2)

СМИ учебного заведения можно отнести к специализированным средствам массовой информации.

Организации, осуществляющие выпуск СМИ, учрежденные высшими учебными заведениями, имеют право (если иное не предусмотрено уставом или иными локальными актами образовательного учреждения) предоставлять печатную площадь для проведения предвыборной агитации или отказаться в соответствии с пунктом 7 статьи 50 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от такого предоставления.

Имеют ли право журналисты, работающие в СМИ, учредителем которого является высшее учебное заведение, принимать участие в агитационной деятельности на страницах своего издания.
(г. Томск, «Аргументы и факты»)

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 7 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности.

Какова ответственность Россвязькомнадзора за несвоевременное или недостоверное информирование избирательных комиссий о перечне государственных и муниципальных СМИ?
(г. Томск)

В соответствии с пунктом 3 статьи 20Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 47 Федерального закона перечень государственных и (или) муниципальных организаций телерадиовещания, а также государственных и (или) муниципальных периодических печатных изданий, которые обязаны предоставлять эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, публикуется организующей выборы, референдум комиссией или указанной в законе нижестоящей комиссией. Данный перечень публикуется по представлению органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по регистрации средств массовой информации (в настоящее время это Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций  (Россвязькомнадзор)). Ответственность органа исполнительной власти за несвоевременное предоставление вышеуказанных сведений законодательством не предусмотрена. Вместе с тем ответственность соответствующих должностных лиц в данном случае может наступать.

Поскольку на избирательных комиссиях лежит обязанность организации выборов, что включает и подготовку их информационного обеспечения, в том числе публикацию перечня государственных и муниципальных организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, обязанных предоставить эфирное время и печатную площадь, комиссии обязаны налаживать эффективное взаимодействие и конструктивное сотрудничество с органами Россвязькомнадзора, которые, в  свою очередь, обязаны оказывать комиссиям содействие при подготовке и проведении выборов и исполнять своевременно и в полном объеме свою обязанность по представлению вышеуказанного перечня.

Имеет ли право участвовать в агитационной деятельности средство массовой информации, опубликовавшее расценки в срок, но не уведомившее об этом избирательную комиссию?
(г. Томск)

Из положений пункта 8 статьи 51 и пункта 4 статьи 52 Федерального закона следует, что негосударственная организация, осуществляющая выпуск средства массовой информации, должна выполнить оба условия пункта 6 статьи 50 Федерального закона, согласно которым сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и представлены в избирательную комиссию, организующую выборы, или указанную в законе нижестоящую избирательную комиссию.

Таким образом, негосударственная организация, осуществляющая выпуск средства массовой информации, не  уведомившая комиссию о размере и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади, не вправе участвовать в агитационной деятельности.

 

ВОПРОС:

Как могут использоваться данные Регистра избирателей на цели, не связанные с выборами или референдумами?

ОТВЕТ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 2 января 2000 года № 37-ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и частью 3 статьи 5 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» списки народных заседателей и списки присяжных заседателей составляются на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» и пунктом 5.4 Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденного постановлением ЦИК России от 29 декабря 2005 года № 164/1084-4 сведения об избирателях, участниках референдума, содержащиеся в Регистре избирателей, участников референдума, могут использоваться для проверки пожертвований политическим партиям и их региональным отделениям.

ВОПРОС:

Что входит в персональные данные Регистра избирателей в части иных данных, предусмотренных Федеральным законом?

ОТВЕТ:

Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» понятие «персональные данные» определено как любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация (подпункт 1 статьи 3).

В соответствии с пунктом 1.6 Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденного постановлением ЦИК России от 29 декабря 2005 года № 164/1084-4 к персональным данным избирателей, участников референдума отнесены также пол, гражданство, вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер этого документа, наименование или код органа, выдавшего документ, дата выдачи документа, а для вынужденных переселенцев вместо адреса места жительства – адрес места пребывания.

В то же время, в соответствии с указанным Положением, в Регистр избирателей не вносятся сведения о семейном, социальном, имущественном положении избирателей, об их образовании, профессии и доходах.

ВОПРОС:

За счет каких средств организация телерадиовещания должна заплатить налоги с реализации предоставленного эфирного времени тем партиям, которые преодолели трехпроцентный барьер на выборах депутатов Государственной Думы, а также бесплатного эфирного времени, предоставленного кандидатам в депутаты представительного органа власти субъекта Российской Федерации? Порядок и источник списания такого типа дебиторской задолженности? (ГУП КК «Телерадиокомпания «Новое телевидение Кубани», Краснодарский край)

ОТВЕТ:

Проблемы, связанные с налогообложением в сфере предоставления организациями телерадиовещания бесплатного эфирного времени для проведения предвыборной агитации кандидатам, избирательным объединениям, равно как и предоставления эфирного времени избирательным комиссиям для информирования избирателей, неоднократно становились предметом обсуждения. В Пояснительной записке к Отчету Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о расходовании средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва, а также к Сведениям о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств отмечалась, в частности, необходимость увеличения объемов эфирного времени, предоставляемого соответствующим избирательным комиссиям государственными организациями телерадиовещания на бесплатной основе, и урегулирования вопросов налогообложения в связи с указанным предоставлением. Урегулирование таких вопросов путем внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации относится к компетенции федерального законодателя.

Относительно же разъяснения существующего порядка уплаты обозначенных в вопросе налогов и списания соответствующей дебиторской задолженности авторам вопроса следует обратиться в органы Федеральной налоговой службы.

ВОПРОС:

Какие требования избирательного законодательства обязаны соблюдать телекомпании и радиостанции, проводящие экспресс-опросы избирателей в период избирательной кампании? В частности, прохожим на улицах городов и других населенных пунктов, задаются вопросы, такие как:

- Участвуете ли в Вы в выборах и почему?

- Доверяете ли Вы выдвинутым кандидатам?

- Знакомы ли Вы с программами партий?

- Следите ли Вы за ходом избирательной кампании?

- Какие политические платформы Вам ближе: демократическая, «левая»?

- Какие решения политиков Вы скорее одобрите: консервативные, либеральные, радикальные?

(ГТРК «Брянск»)

ОТВЕТ:

Если подобные экспресс-опросы проводятся в целях информирования избирателей, то согласно пункту 2 статьи 45 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) их публикация должна отвечать требованиям объективности, достоверности и не нарушать соблюдение равенства кандидатов, избирательных объединений. В таких информационных материалах не должны содержаться признаки предвыборной агитации.

В том случае, если результаты таких экспресс-опросов публикуются (обнародуются), то должны соблюдаться требования статьи 46 указанного Федерального закона. Содержание этих требований разъяснено в постановлении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 18 декабря 2007 года № 77/618-5, в частности, при любом размещении в периодических печатных изданиях, на каналах организаций телерадиовещания, в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет, или обнародовании иным способом результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами (то есть любых количественных показателей, полученных по итогам опроса), лица, осуществляющие такое опубликование (обнародование), обязаны указывать следующие сведения об опросе: наименование организации, проводившей опрос; время проведения опроса. При этом, если опрос проводился в один день, достаточно ограничиться указанием даты его проведения, а если несколько дней, следует указывать, с какой и по какую дату он проводился; число опрошенных (выборку); метод сбора информации. Следует указывать, с использованием какого именно метода (устный опрос, анкетирование и т.п.) проводился опрос; регион, где проводился опрос. Следует указывать населенные пункты или субъекты Российской Федерации, в пределах территории которых проводился опрос. Если была охвачена территория большого числа субъектов Российской Федерации, достаточно ограничиться указанием их числа (например: «Опрос проводился в 50 субъектах Российской Федерации»); точную формулировку вопроса, который задавался респондентам; статистическую оценку возможной погрешности; лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (указанное обнародование). При этом, если опрос проводился какой-либо организацией в инициативном порядке, а не был заказан третьими лицами, в качестве лица, заказавшего проведение опроса, указывается сама проводившая опрос организация. В том случае, если публикация не оплачена кем-либо, а осуществлена редакцией средства массовой информации по собственной инициативе бесплатно, информация об оплате не указывается.

В случае цитирования результатов опросов, размещенных в других средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет, озвученных кем-либо в публичном выступлении, распространенных иным способом без указания всех вышеперечисленных данных, журналистам следует, руководствуясь статьями 47 и 49 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», запрашивать, уточнять недостающую информацию о проведенных опросах.

При обнародовании результатов опросов общественного мнения организацией, осуществляющей телевещание, необходимые сведения об опросе также должны быть обнародованы: либо непосредственно диктором, ведущим, журналистом, либо иным способом, например посредством "бегущей строки". В радиоэфире обнародование осуществляется непосредственно диктором, ведущим, журналистом.

Согласно пункту 3 статьи 46 Федерального закона, в течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая Интернет).

ВОПРОС:

Законодательством предусмотрено обязательное опубликование предвыборных программ избирательными объединениями в случае выдвижения ими кандидатов на выборные должности. Между тем практическое соблюдение указанных норм затруднено по следующим причинам:

региональное (местное) отделение партии, выдвигающее кандидатов на должности главы муниципального образования, депутата законодательного органа субъекта Российской Федерации или представительного органа местного самоуправления по одномандатному (многомандатному) округу не имеет права создавать избирательный фонд избирательного объединения, а значит, и оплачивать опубликование своей предвыборной программы на законном основании, то есть из избирательного фонда;

- ряд кандидатов в депутаты, которые выдвинуты партией в один законодательный (представительный) орган, не имеют права совместно оплатить печатную площадь для опубликования предвыборной программы, направив средства из своих избирательных фондов на долевой основе, поскольку это не предусмотрено законодательством. Тем более что обязанность опубликования предвыборной программы лежит на избирательном объединении, но не на выдвигаемых партией кандидатах;

- использование бесплатной площади, распределяемой по жеребьевке между кандидатами, на цели размещения предвыборной программы регионального или местного отделения также не предусмотрено законом;

- еще одной проблемой является отсутствие требований к объему предвыборной программ, или возможности опубликования ее тезисов, выдержек из текста и т.д. (Новгородская область)

ОТВЕТ:

В соответствии с пунктом 10 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) политическая партия, выдвинувшая кандидатов, которые зарегистрированы избирательной комиссией, не позднее чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном государственном или муниципальном (соответственно уровню выборов) периодическом печатном издании, а также размещает ее в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет. Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая избирательным объединениям, кандидатам в соответствии с Федеральным законом, иным законом, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда политической партии, избирательного фонда кандидата, выдвинутого этой политической партией.

Таким образом, во-первых, Федеральным законом прямо предусмотрена возможность использования для опубликования предвыборной программы политической партии в рамках предоставляемой для проведения предвыборной агитации (в том числе кандидатам) бесплатной печатной площади.

Во-вторых, не следует путать программу политической партии как таковую с ее предвыборной программой, что является распространенной ошибкой. Федеральный закон требует опубликовать именно предвыборную программу, то есть набор политических тезисов, программных положений, с которыми партия (в лице выдвинутых ею кандидатов) идет на выборы. Соответственно, объем такой программы зависит от уровня конкретных выборов и должен быть вполне приемлемым для периодического печатного издания соответствующего уровня.

В-третьих, Федеральный закон не запрещает долевую оплату опубликования предвыборной программы партии за счет средств избирательных фондов двух или более выдвинутых ею (ее структурными подразделениями) кандидатов. В соответствии с пунктом 5 статьи 48 Федерального закона расходы на проведение предвыборной агитации (а предвыборная программа относится к таковой) осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов в установленном законом порядке, при этом агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается.

При этом согласно пункту 4 указанной статьи Федерального закона кандидат, избирательное объединение самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей предвыборной агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

Поэтому в случае, если речь идет об агитационном материале двух или более кандидатов, выдвинутых одной и той же политической партией, каковым и выступает в данном случае предвыборная программа этой партии, то есть, если этот материал, по сути, является агитационным материалом обоих кандидатов, полагаем допустимой и не противоречащей указанным положениям Федерального закона долевую оплату указанного материала из избирательных фондов соответствующих кандидатов.

ВОПРОС:

Обязано ли муниципальное периодическое печатное издание и муниципальная организация телерадиовещания, распространяемые на территории муниципального образования, учредителем (соучредителем) которых является администрация муниципального района, предоставлять бесплатную печатную площадь и бесплатное эфирное время зарегистрированным кандидатам на выборах в органы местного самоуправления городских и сельских поселений, которые расположены на территории муниципального района? Если обязано, то каким образом должна проходить жеребьевка? Если нет – каковы правовые основания? (Пермский край)

ОТВЕТ:

Согласно пункту 2 статьи 51 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) муниципальные организации телерадиовещания обязаны предоставлять бесплатное эфирное время зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям для проведения предвыборной агитации на выборах в органы местного самоуправления. Пункт 1 статьи 52 Федерального закона устанавливает, что редакции муниципальных периодических печатных изданий, распространяемых на территории, на которой проводятся выборы, и выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны выделять печатные площади для агитационных материалов, предоставляемых зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями. Общий минимальный объем таких площадей, возможность предоставления печатной площади бесплатно, соотношение частей печатных площадей, предоставляемых редакциями периодических печатных изданий бесплатно и за плату, устанавливаются законом.

Приведенные нормы Федерального закона устанавливают общие гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации на получение информации о кандидатах и избирательных объединениях через муниципальные организации, осуществляющие выпуск СМИ, без разделения на районный и поселенческий уровень.

Конкретизация может быть предусмотрена в законе субъекта Российской Федерации. Отметим, что в законодательстве о выборах Пермского края муниципальные организации, осуществляющие выпуск СМИ, не дифференцируются по уровням муниципальных образований (районов и поселений). При этом установлена обязанность указанных муниципальных организаций предоставлять эфирное время, печатную площадь. Например, согласно части 1 статьи 43 Закона Пермского края от 13 марта 2008 года № 207-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» муниципальные организации телерадиовещания и редакции муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, в том числе для представления избирателям предвыборных программ в порядке, установленном названным законом. Эфирное время на каналах указанных организаций телерадиовещания и печатная площадь в указанных периодических печатных изданиях предоставляются зарегистрированным кандидатам за плату, а в случаях и в порядке, предусмотренных этим законом, –бесплатно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь). Полагаем, в данном случае требуется методическая помощь со стороны избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, территориальной избирательной комиссии в организации соответствующих жеребьевок.

ВОПРОС:

Можно ли при обнародовании опросов общественного мнения, связанных с выборами, в радиоэфире не указывать: организацию, проводившую опрос; время его проведения, количество опрошенных (выборку); метод сбора информации; регион, где проводился опрос; точную формулировку вопроса; статистическую оценку возможной погрешности; лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (обнародование)? Эта процедура занимает очень много времени, что нарушает формат программ, сбивает темп. Возможно ли часть данных не обнародовать в эфире одновременно с данными опроса, а, например, указать в эфирной справке, представляемой в избирательную комиссию, уполномоченную проводить соответствующие выборы? (Жирнова Елена Васильевна, журналист радио «Смоленская весна»)

ОТВЕТ:

В вопросе оказались перечислены все реквизиты, которые должны сопровождать опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами, предусмотренные пунктом 2 статьи 46 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Таким образом, предложенный журналистом подход прямо нарушает установленный законом порядок. Здесь следует отметить, что  установленные в законе требования к реквизитам публикуемых результатов опросов общественного мнения направлены на обеспечение принципов объективности и достоверности информационных материалов, отражают требования социологической науки к технологии проведения социологических опросов. Сведения об этих параметрах позволят заинтересованному избирателю оценить, был ли проведен опрос серьезной организацией, насколько можно доверять результатам опроса, был ли проведен опрос достаточного количества избирателей или опрашивались только журналисты, присутствующие в студии, т.е. оценить соответствие предлагаемой информации действительному положению дел.

В прошлом году ЦИК России утвердила Разъяснения установленного законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах порядка опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами (постановление от 18 декабря 2007 года № 77/618-5).

Полагаем, что в радиоэфире обнародование необходимых реквизитов опроса должно осуществляться непосредственно диктором, ведущим, журналистом. Полагаем, что в новостной программе это сделать реально, что показывает практика информирования избирателей на прошедших федеральных избирательных кампаниях.

Следует также отметить, что неуказание при обнародовании в радиоэфире результатов опроса какого-либо из вышеперечисленных реквизитов влечет административную ответственность по статье 5.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. За нарушение этой статьи предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц – от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

ВОПРОС:

В нескольких периодических печатных изданиях в день голосования был опубликован анонимный материал, создающий положительный (отрицательный) образ одного из кандидатов. Причем по словам редактора, оплатил его человек «с улицы». Несомненно, данная публикация оказала существенное влияние на выбор избирателей. Является ли это агитацией? Нарушены ли права избирателей? Возможно ли привлечь лиц к юридической ответственности?

ОТВЕТ:

Этот вопрос следует рассматривать с точки зрения опубликования агитационных материалов.

Одной из форм предвыборной агитации Федеральный закон признает деятельность, способствующую созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату (подп. «е» п. 2 ст.48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). При рассмотрении этого примера усматривается факт наличия агитации не со стороны представителей СМИ, т.к. материал однократно напечатан каждой редакцией, а со стороны лица, оплатившего размещение материала.

В этой связи в описанной ситуации прослеживается сразу несколько нарушений избирательного законодательства.

Во-первых, — проведение предвыборной агитации в период, когда такая агитация запрещена (судя по описанию ситуации, был опубликован именно агитационный материал). В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Федерального закона проведение предвыборной агитации в день, голосования запрещается.

Во-вторых, — оплата публикации агитационного материала помимо средств соответствующего избирательного фонда, что запрещено пунктом 5 статьи 48 Федерального закона. Соответственно, явно были нарушены положения пункта 6 статьи 52 Федерального закона, в соответствии с которыми в агитационном материале должна помещаться информация о том, за счет средств какого избирательного фонда была произведена оплата соответствующей публикации.

В связи с этим в отношении привлечения к ответственности виновных лиц следует отметить, что виновными лицами здесь являются как тот самый человек «с улицы», оплативший публикацию, так и редактор соответствующего периодического печатного издания, ее опубликовавшего и тем самым нарушившего условия опубликования агитационного материала.

В отношении ответственности заказчика публикации здесь многое зависит от того, какая именно сумма была им истрачена. Если речь идет о выборах по мажоритарной системе и на опубликование заказных статей была истрачена сумма, превышающая одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда кандидата («потолка расходования средств избирательного фонда»), но не менее одного миллиона рублей, то заказчик может быть привлечен к ответственности по части первой статьи 1411 Уголовного кодекса Российской Федерации за нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения. Возможные санкции – штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательные работы на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на срок до одного года.

Если же заказчик затратил на публикацию статей меньшую сумму, то он может быть привлечен к административной ответственности по статье 5.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Расходование иными лицами (не кандидатами) в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

В отношении редактора периодического печатного издания также могут наступить весьма неблагоприятные последствия. В случае если стоимость публикации превысит вышеуказанный размер (одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда кандидата, но не менее одного миллиона рублей), редактор, как и заказчик публикации, может быть привлечен к уголовной ответственности по той же статье (выполнение оплачиваемых работ, … оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на получение определенного результата на выборах, осуществленные в крупных размерах без оплаты из соответствующего избирательного фонда).

Если же нарушение не является уголовно наказуемым, могут быть применены следующие меры, предусмотренные КоАП Российской Федерации:

№, название статьи

состав

санкция

5.5. Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов

1. Нарушение главным редактором, редакцией средства массовой информации … порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей

5.20. Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам

…выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, направленных на достижение определенного результата на выборах … и без оплаты из соответствующего избирательного фонда, … если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

ВОПРОС:

Хотелось бы получить разъяснения о правовом режиме использования блогов, форумов и т.д. (Анастасия Андреевна Дугинова – газета «Аргументы и факты в Томске)

ОТВЕТ:

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) не содержит специальных норм, регулирующих порядок использования блогов, форумов и т.п. В части прямого регулирования использования сети Интернет в законе содержится лишь несколько упоминаний:

запрет на размещение данных об итогах голосования, о результатах выборов, референдума в день голосования до момента окончания голосования на территории соответствующего округа (п.7 ст. 45);

запрет на размещение результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдумов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами и референдумами в течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования (п. 3 ст.46);

запрет на размещение материалов, содержащих призывы к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» как экстремистская деятельность (п.1 ст. 56).

В то же время надо учитывать, что ряд интернет-сайтов зарегистрирован в качестве СМИ, на них распространяются нормы законодательства о выборах, регулирующие участие организаций, осуществляющих выпуск СМИ, в предвыборной агитации, в частности, положения статей 50—52 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В частности, на интернет-ресурсы, зарегистрированные в качестве СМИ, распространяются положения пункта 2 статьи 49 Федерального закона об агитационном периоде в СМИ, который в соответствии с указанной статьей начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Редакции негосударственных средств массовой информации, распространяемых в сети Интернет (за исключением редакций средств массовой информации, учрежденных избирательными объединениями, кандидатами) могут размещать агитационные материалы только в том случае, если выпускаемые ими средства массовой информации зарегистрированы не менее чем за один год до начала избирательной кампании (п. 4 ст.50 Федерального закона).

Если интернет-ресурс не зарегистрирован в качестве средства массовой информации, то на него не распространяются требования указанной нормы Федерального закона. Однако размещение на нем агитационных материалов, по сути, является формой выпуска и распространения аудиовизуальных и иных агитационных материалов, в связи с чем такое размещение должно осуществляться с соблюдением требований статьи 54 Федерального закона («Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов»): оплата из средств соответствующего избирательного фонда, представление экземпляра аудиовизуального агитационного материала, фотографии иного агитационного материала до начала их распространения в соответствующую избирательную комиссию. Кроме того, на размещение агитационных материалов на интернет-ресурсах, не зарегистрированных в качестве средства массовой информации,распространяются требования об агитационном периоде (со дня выдвижения кандидатов, списков кандидатов и до ноля часов по местному времени за одни сутки до дня голосования).

ВОПРОС:

Какова перспектива сохранения муниципальных избирательных комиссий? Мы знакомы с текстом проекта федерального закона, который в случае его принятия передает полномочия муниципальных комиссий территориальным. (Ольговская Анастасия Алимовна, Телерадиокомпания «ТВ-2», г. Томск)

ОТВЕТ:

Решение данного вопроса находится в компетенции Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации. В настоящее время Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» прямо предусматривает возможность образования избирательных комиссий муниципальных образований. По имеющимся в ЦИК России сведениям образовано более 150 избирательных комиссий муниципальных образований, из них на 128 возложены также полномочия территориальных избирательных комиссий. Общее число территориальных избирательных комиссий (без учета избирательных комиссий муниципальных образований, на которые возложены полномочия территориальных избирательных комиссий) составляет 2619.

Следует также отметить, что указанный Федеральный закон позволяет возлагать полномочия избирательных комиссий муниципальных образований на территориальные избирательные комиссии.

 

ВОПРОС:

Говорилось о добровольном вхождении – выходе граждан в / из политических партий. Так вот, можно ли это делать накануне соответствующих выборов? Существуют ли определенные сроки и ограничения именно в условиях приближающихся кампаний? (И.В. Крахмалева, www. infoorel. ru)

ОТВЕТ:

В соответствии с частью 2 статьи 30 Конституции Российской Федерации н икто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об общественных объединениях» политическая партия – это одна из организационно-правовых форм общественного объединения. Статьей 2 Федерального закона «О политических партиях» предусмотрено право граждан Российской Федерации создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии , беспрепятственно выходить из политических партий.

Таким образом, никаких законодательных ограничений по вступлению граждан Российской Федерации в политические партии и выходу из них накануне выборов не существует.

В то же время пунктом 10 статьи 23 Федерального закона «О политических партиях» установлено, что для определенных категорий граждан Российской Федерации федеральными конституционными законами и федеральными законами может устанавливаться ограничение права на вступление в политическую партию либо обязанность приостановления членства в политической партии. Такие ограничения установлены, в частности, для судей, прокурорских работников, военнослужащих и членов Совета директоров Банка России.

Следует также отметить, что в соответствии с подпунктом «в» пункта 2 статьи 21 указанного Федерального закона в уставах политических партий содержатся условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии.

ВОПРОС:

Кто именно определяет объем финансирования для избирательных кампаний всех уровней (особенно интересует по округам и субъектам Российской Федерации) и чем при этом руководствуются? (иными словами, почему по разным субъектам выходят разные суммы?)

ОТВЕТ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон) р асходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета).

В соответствии с пунктом 10 статьи 58 Федерального закона предельные размеры расходования средств избирательных фондов, а также предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата, избирательного объединения, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц устанавливаются специальными законами, регулирующими порядок подготовки и проведения соответствующих выборов.

Федеральный закон не содержит каких-либо норм, регулирующих объем денежных средств, выделяемых на подготовку и проведение выборов разного уровня, а также норм, устанавливающих минимальные или максимальные размеры расходования средств избирательных фондов, пожертвований или перечислений в эти фонды. В этой связи эти вопросы решаются в каждом субъекте Российской Федерации самостоятельно с учетом местных условий.

ВОПРОС:

Предусмотрены ли правила нарезки округов, если еще с выборов в Североамериканских Штатах известна эта игра? Для России известно, как город резали, прирезывая сельские районы, к Израилю приписывали то Лысенко, то Гончара, то Драпеко. (Л.И. Московкин, «Московская правда»)

ОТВЕТ:

В отличие от выборов в США, где изменение законов в целях недопущения махинаций при образовании избирательных округов велось на протяжении более полутора сотен лет и откуда и пошел термин «джерримендеринг», российский законодатель изначально установил достаточно строгие правила образования избирательных округов, которые, в основном, не менялись с 1994 года.

С ныне действующими правилами образования избирательных округов можно ознакомиться в статье 18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Основное требование – п римерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, в труднодоступных или отдаленных местностях – не более чем на 30 процентов, а на определенных законом субъекта Российской Федерации территориях компактного проживания коренных малочисленных народов – не более 40 процентов.

В Федеральный закон в 2005 году в целях недопущения «прирезания» к территории города части территории сельского района было включена норма, предусматривающая, что если применение соответствующих положений «влечет за собой образование избирательного округа, включающего в себя части территорий более чем одного муниципального образования, либо образование избирательного округа, включающего в себя территории одного или нескольких муниципальных образований и часть территории другого муниципального образования, отдельные одномандатные избирательные округа при проведении выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования могут быть образованы с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 20 процентов».

Кроме того, в Федеральном законе содержится еще ряд требований к образованию избирательных округов:

При этом перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта Российской Федерации, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов.

Что же касается отнесения избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации, к одномандатным избирательным округам при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, то здесь следует отметить следующее.

В соответствии с ранее действовавшими федеральными законами избиратели, проживавшие за пределами территории Российской Федерации, приписывались к одномандатным избирательным округам, образованным на территории Российской Федерации. При этом вышеуказанная приписка осуществлялась Федеральным законом, утверждавшим схему одномандатных избирательных округов.

В соответствии с Федеральным законом от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва избирались по федеральному избирательному округу, и, соответственно одномандатные избирательные округа не образовывались. Подпунктом 6 пункта 5 и пунктом 91 статьи 36 указанного Федерального закона политическим партиям было предоставлено право определить региональную группу кандидатов, к которой будут отнесены поданные за федеральный список кандидатов голоса избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации.